В 2020 году наша гимназия получила статус районной опорной площадки в системе образования Калининского района Санкт-Петербурга "Выстраивание индивидуальной образовательной технологии обучающихся на основе формального и информального образования".
Положение о районной опорной площадке в системе образования Калининского района Санкт-Петербурга
Распоряжение о присвоении статуса районных опорных площадок
Положение о районной методической сети
Приказ о назначении ответственного
Положение о координационном совете
Положение о деятельности в режиме районной опорной площдки развития образования
Положение о районной метапредметной олимпиаде по оценке функциональной грамотности
План работы 2021-2022
План работы 2020-2021
Педагогическое проектирование. Теория, методика, образовательная практика разработки и апробации ситуационных задач по оценке функциональной грамотности учащихся средней школы
Приложение
Отчет о деятельности за 2020-2021 учебный год
Договор с ГБОУ лицей 144 Калининского района Санкт-Петербурга
Договор с ГБОУ лицей 150 Калининского района Санкт-Петербурга
Договор с ГБОУ СОШ № 111 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга
Договор с ГБОУ СОШ № 121 Калининского района Санкт-Петербурга имени С.Е. Маркова
Договор с ГБОУ СОШ № 473 Калининского района Санкт-Петербурга
31 января 2023 года состоялась олимпиада по оценке функциональной грамотности учащихся «Социальный навигатор старшеклассника». Олимпиада в текущем году примечательна тем, что впервые второй тур проходил в очном формате.
В олимпиаде приняло участие 9 команд из 8 образовательных учреждений Калининского района: ГБОУ СОШ № 121 им. С. Е. Маркова, ГБОУ лицей № 150, ГБОУ лицей № 144, ГБОУ СОШ № 71, ГБОУ лицей № 95, ГБОУ СОШ № 158, ГБОУ СОШ № 111 с углублённым изучением немецкого языка, ГБОУ гимназия № 148 им. Сервантеса – все команды занимались разработкой задач в рамках предложенной проблемы и предлагали свой вариант решения данной задачи.
В ходе представления разработанных решений команды использовали компьютерные презентации, буклеты, проводили опросы и даже создали сайт. Представление результатов работы команд проходило в устной форме. На представление отводилось не более 10 минут. Затем члены жюри и участники других команд могли задать свои вопросы.
Членами независимого жюри являлись: Конасова Наталия Юрьевна – кандидат педагогических наук, ведущий эксперт, начальник отдела по работе с абитуриентами Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру НИУ «Высшая школа экономики – Санкт-Петербург», Горбачева Наталья Геннадьевна – эксперт Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики – Санкт-Петербург», Горбунова Екатерина Андреевна – менеджер Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики – Санкт-Петербург», Агапова Ольга Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного образования Ленинградского областного института развития образования, Лукьяненко Анна Геннадьевна – заведующий методическим отделом ИМЦ Калининского района, Дашкова Елена Викторовна – методист ИМЦ Калининского района. В жюри работали студенты вузов города, ранее успешно принимавшие участие в конкурсах «Компас жизни», «Выбор вуза», «Успешный выпускник».
Эксперты оценивали аргументированность и обоснованность решения задачи, наличие и корректность выводов в стратегии решения, оформление работы, командную работу конкурсантов, культуру речи, умение задавать вопросы и отвечать на них.
Победителями олимпиады стали две команды, набравшие наибольшее количество баллов в своей группе, а именно: команда гимназии № 148 им. Сервантеса 10А класса и команда школы № 71 Второе место в своих группах получили команда гимназии № 148 им. Сервантеса 10Б класса и команда лицея № 150 Третье место разделили команда лицея № 95, школы № 121 и школы № 111 Кроме того, все участники получили грамоты в номинациях, в которых команды выступили наиболее ярко.
Особую благодарность организаторы выражают учителям – руководителям команд. Всем успехов и до новых встреч!
Информационное письмо
7 апреля 2022 года в Историческом парке "Россия - моя история" в рамках Всероссийской научно-практической конференции старшеклассников «Молодые исследователи» проходил городской тур конкурса решения ситуационных задач "Компас жизни", организованный Высшей школой экономики СПб. Победителем стала команда нашей гимназии, команда лицея № 150 заняла четвёртое место и получила диплом в номинации «За готовность к созданию коллективного социального проекта».
11 марта 2022 года в дистанционном формате состоялась олимпиада по оценке функциональной грамотности учащихся "Социальный навигатор старшеклассника", организованная в рамках деятельности нашей опорной площадки.
В прошлом году в олимпиаде принимали участие команды десятиклассников из четырех учебных заведений Калининского района, в этом году - из шести: ГБОУ СОШ № 111 с углублённым изучением немецкого языка, ГБОУ СОШ № 121, ГБОУ лицей 144, ГБОУ гимназия № 148 им. Сервантеса, ГБОУ СОШ № 473, ГБОУ лицей № 150.
Олимпиада проводилась в два этапа. На первом участникам было предложено проектирование ситуационных задач. На втором - создать свое решение задач предложенных.
Накануне олимпиады команды участников получили ситуационные задачи различной тематики. Далее им было необходимо самостоятельно разработать и оформить их решение. В ходе представления разработанных решений команды использовали компьютерные презентации. Представление результатов работы команд проходило в устной форме. На представление отводилось не более 10 минут. Затем члены жюри и участники других команд могли задать свои вопросы.
Членами жюри являлись: Конасова Наталия Юрьевна, ведущий эксперт Центра довузовских программ НИУ ВШЭ СПб, Полякова Ирина Ананьевна, психолог Центр довузовских программ НИУ ВШЭ СПб, Белина Дарья Романовна, менеджер Центра довузовских программ НИУ ВШЭ СПб, Лукьяненко Анна Геннадьевна, заведующая методическим отделом ИМЦ Калининского района СПб. Эксперты оценивали качество решения и представления ситуационных задач, владение навыками проблемного анализа, эффективность групповой работы. Победителями олимпиады стали две команды, набравшие равное количество баллов, а именно: команда гимназии № 148 им. Сервантеса и команда лицея № 150. Команда СОШ № 473 была отмечена за очень кон-кретное и практически ориентированное решение предложенной задачи.
Видео
26 ноября 2021 года ученики 10-х и 11-х классов приняли участие в метапредметной олимпиаде. Для обмена опытом в качестве членов жюри были приглашены наши коллеги из учебных заведений - членов методической сети.
"Метапредметная олимпиада - отличная возможность раскрыть проблемы, важные для современного общества. Нашей команде досталась серьёзная для подростков и для взрослых проблема "Анорексия". Однако нас, учеников 10 класса, немного смутил тот факт, что темы для формулировок проблем были не совсем логично подобраны:"Анорексия" и "Фонтаны" мало соотносятся друг с другом. Но, несмотря на это, работа была полезной для нас - участников метапредметной олимпиады. Такая форма учебной деятельности помогает подрастающему поколению научиться правильно формулировать свои мысли, вести дискуссию".
Елизавета Семенова,"Мне понравилась метапредметная олимпиада. Организация была на высоте. Также меня впечатлило разнообразие тем, начиная с филологии, заканчивая физикой. Очень понравилось справедливое жюри. Задания были интересные. Хотелось бы почаще видеть такие мероприятия в нашем ОУ".
Артем Сафонов,"Мне, как и членам моей команды, понравилась метапредметная олимпиада. Она позволила отвлечься от ежедневного учебного процесса, научиться решить новые, интересные задачи и посмотреть, как с этим справились другие. При этом отмечу важность командной работы, ведь задач было много, к каждой из них нужен свой подход, поэтому важно было правильно распределить обязанности, а в случае неудачи помочь соучастнику.
Из минусов могу отметить недостаток компьютеров, так как информации было много, а пользоваться телефоном во время работы не всегда удобно. Некоторые мои одноклассники жаловались на нечестное оценивание итогов работы, но я считаю, что все замечания были обоснованными, а оценивание объективным.
Мне бы хотелось, чтобы подобного рода мероприятия чаще проходили в нашей школе, т.к. в процессе любой работы в новой форме получаешь новый опыт и яркие эмоции".
"Метапредметная олимпиада в нашей школе была очень интересной и увлекательной: очень хорошо были подобраны темы, приятно было работать в команде с одноклассниками.Мне кажется плюсом был элемент соревнования, что заставляло нас работать слаженно и лучше, чем другие классы. Хотелось бы, чтобы школа устраивала такие мероприятия чаще,ведь навыки, приобретённые в процессе этой работы, пригодятся нам в будущем".
Алина Веселова,22 октября 2021 г. в 9Б классе прошла метапредметная олимпиада.
Традиционно в метапредметных олимпиадах принимают участие наши гимназисты из 10-х классов. В этот раз свои силы в подготовке проектных заданий, разработанных педагогами гимназии Белоусовой М.А., Лисовской И.А., Сониной И.М., показали девятиклассники.
"Метапредметность - это способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам, но включающий их. А задания подразумевают практическое решение актуальных проблем из повседневной жизни, работу в команде, ораторские способности и творческий подход, креативность и дизайнерские навыки, умение дискутировать и даже писать стихи".
Лисовская И.А.,20 марта 2021 года в дистанционном формате состоялась олимпиада по оценке функциональной грамотности учащихся «Социальный навигатор старшеклассника», организованная в рамках деятельности нашей опорной площадки.
В олимпиаде приняли участие команды старших классов из четырех учебных заведений Калининского района: ГБОУ СОШ № 121, ГБОУ лицея № 144, ГБОУ СОШ № 473, ГБОУ лицея № 150, ГБОУ гимназии № 148 им. Сервантеса. Накануне олимпиады команды участников получили ситуационные задачи различной тематики. Далее им было необходимо самостоятельно разработать и оформить их решение. В ходе представления разработанных решений команды использовали компьютерные презентации. Представление результатов работы команды проходило в устной форме. На представление отводилось не более 10 минут. Затем члены жюри и участники других команд могли задать свои вопросы.
Независимое жюри состояло из студентов и выпускников образовательной программы «Экономика» НИУ «Высшая школа экономики - Санкт-Петербург». Профессиональных экспертов представляли Кадетова Наталия Юрьевна, заместитель директора Информационно-методического центра Калининского района, и Конасова Наталия Юрьевна, кандидат педагогических наук, начальник отдела по работе с абитуриентами Центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру НИУ «Высшая школа экономики - Санкт-Петербург». Эксперты оценивали качество решения и представления ситуационных задач, владение навыками проблемного анализа, групповой работы на общий результат.
Победителем олимпиады стала команда гимназии № 148 им. Сервантеса, что неудивительно, поскольку ребята уже принимали участие в подобного рода конкурсах. Команда лицея № 144 победила в номинации «За проработанность маршрута образовательного путешествия». Команда СОШ № 121 имени С.Е. Маркова получила приз в номинации «За практическую значимость решения проблемы выбора профессии». Команда СОШ № 473 одержала победу в номинации «За владение техникой дистанционного общения».
28 января в ГБОУ гимназии № 148 им. Сервантеса Калининского района Санкт-Петербурга состоялся, ставший уже традиционным, методический семинар "Эврика" по теме "Мотивация учащихся в условиях использования дистанционных технологий".
Общее направление семинара было задано выступлением заведующего Центром электронных и интеллектуальных ресурсов Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Евтух Елены Валентиновны "Дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса: мотивация и вовлечение". В ходе своего сообщения Елена Валентиновна рассказала о задачах образовательных учреждений в процессе цифровой трансформации образования, о мотивационно-потребностной сфере учащихся и возможных решениях повышения мотивации учеников, о новых подходах к системе оценивания.
23 декабря 2020 г. в гимназии прошла метапредметная олимпиада среди учащихся 10-х классов в рамках работы опорной районной площадки.
Командам участников было предложено поработать над прикладными ситуационными заданиями различной направленности и тематики, которые подготовили педагоги гимназии Белоусова М.А., Зверева Т.Г., Романова К.С., Летучева Н.В., Макарова О.Б., Лисовская И.А., Сонина И.М., Мамедова Е.Е., Рондарева Ж.В.
При определении победителей жюри учитывало развитость навыков социального проектирования, умение представлять решение актуальных функциональных проблем, способность работать в команде.
"Спасибо большое за это мероприятие. Очень понравился формат: интересные темы, уютная атмосфера и диалоги между участниками. Я хотела бы сказать огромное спасибо организаторам за интересные вопросы, которые заставили нас задуматься об актуальных проблемах, поработать в команде. Мы очень благодарны организаторам за проделанную ими работу, ведь навыки быстрого поиска, составления презентаций, представления своих тем и проведения дискуссий на различные темы понадобятся нам и в нашей студенческой жизни, поэтому важно иметь все вышеперечисленные навыки. Надеюсь на возможность и в будущем участвовать в подобных мероприятиях и открывать для себя всё новые горизонты этого многогранного мира".
Шанава Марина,"Очень понравилось сегодняшнее мероприятие! В команде было очень весло работать: каждый помогал друг другу и высказывал свое мнение. Никто не остался без работы. Не знаю, как мальчики, но мы с Настей очень погрузились в предложенную тему! Нам было очень интересно. Очень хорошая практика".
Прокофьева Валерия,"Впервые участвовала в подобном мероприятии. Было сложно работать в команде, иногда казалось, что кто-то выбивается из нее, но мы, безусловно, получили новый опыт. Спасибо большое за это день погружения в отдельные темы".
Громова Варвара,"Метапредметная олимпиада, как никакая другая, учит решать задачи, всесторонне анализируя условия и используя все возможности. Десятиклассники справились со своими заданиями, показали умение использовать имеющиеся знания и добывать недостающие, рационально организовывать свою коллективную работу, грамотно представлять свои проекты, в меру добавив креатива. Всегда приятно смотреть на умных детей".
Мамедова Елена Евгеньевна,30 октября состоялся вебинар "Педагогический потенциал ситуационных задач в развитии функциональной грамотности учащихся".
Программа вебинара
Запись вебинара
Презентация Белоусовой М.А.
Презентация Коносовой Н.Ю.
Во время осенних каникул в Национально-исследовательском университете "Высшая школа экономики – Санкт-Петербург", с которым гимназия имеет договор о социальном партнерстве, прошли учебно-тренировочные сборы для учеников 9-11 классов по организации проектной и исследовательской деятельности.
На занятии «Взаимодействие школы и вуза по развитию функциональной грамотности учащихся» команда 11-х классов под руководством Белоусовой Марины Александровны провела мастер-класс и представила решение прикладного ситуационного задания по проблемам экологии.
"Хотелось бы отметить владение учащимися технологией решения практических, в том числе экологических проблем, а также использование при выполнении задания различных источников информации".
Конасова Наталия Юрьевна,9 октября 2020 г. в 7В классе гимназии прошла метапредметная олимпиада в рамках реализации проекта "Выстраивание индивидуальной образовательной технологии обучающихся на основе формального и информального образования".
Цель олимпиады - развитие и оценка функциональной грамотности учащихся, выявление их готовности к использованию образовательного опыта для решения социальных и личностных проблем в различных сферах жизни. Ребятам были предложены ситуационные задачи, подготовленные педагогами гимназии Белоусовой М.А., Летучевой Н.В., Романовой К.С.
"Это наш первый опыт проведения подобных олимпиад в средней школе. Безусловно, на олимпиаде ребята смогли развить свои исследовательские и проектные навыки, получили опыт командного взаимодействия, публичного выступления и культуры ведения диалога".
Белоусова М.А.,"Ребята показали умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, работать в команде, смогли продемонстрировать творческий потенциал и креативное мышление".
Романова К.С.,